Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д.7
Край наш необъятен, а интересных мест и людей в нем много.

Мысль о посещении мест в районе населенного пункта Нясино, что на Карельском перешейке в районе Ладоги, появилась двумя днями ранее самой поездки, когда я показал другу снимок какого-то странного объекта. Снимок был сделан явно со спутника, а ссылка на него положена в одном из форумов Рунета. На следующий день решено было ехать. Для пущей уверенности мы прихватили с собой GPS – Garmin Geko 201.

Выехали на ВАЗ 2110 в 10.45.



Около 12.00 прибыли в деревеньку Волоярви – всего несколько домов у дороги. Поворот с шоссе Матокса – Борисова Грива налево, к деревне Нясино – закрыт (от Волоярви до Нясино – 5км по лесной дороге на север). Шлагбаум опущен, на посту солдатик, разгребающий снег, собака и, судя по внешнему виду, бывалый военный. И чего они лес охраняют? Договориться о проезде в Нясино не удалось. Пришлось двигать еще около 9 км до рыболовецкой базы в Краськово, которая расположено на самом берегу Ладоги, чтобы оттуда по льду добраться до Нясино.

В Краськово шлагбаум – проезда опять нет, да и ехать, собственно, некуда. Дорога закончилась.

Обуваем лыжи, кормим печеньем какого-то местного пса. На всякий случай, с помощью GPS обозначаем место, где мы оставили нашего четырехколесного друга.

В 12.30 закрыли машину и без особых надежд вообще куда-либо доехать двинули к берегу Ладоги. Сильный снег. Сугробы и без того наметены такие, что на беговых лыжах идти не просто, а тут еще и с неба валит. 150 метров до берега – сильные волны, ветер – Ладога не замерзла, и это в январе! По льду идти невозможно по причине его полного отсутствия. Поднимаемся выше в поисках дороги, идущей вдоль берега на север. Весьма бодрая бабуля, рубящая дрова на окраине рыболовецкой базы, указывает направление, и мы минут через 10 находим дорогу.

Дорога занесена. До сильных снегопадов по ней кто-то ехал на машине, но сейчас – полный атас – целина. Идти по целине на беговых лыжах не просто, но все же значительно легче, чем мы могли это предположить. Дорога долгое время идет вдоль Ладоги, а потом сворачивает в лес на северо-запад. Зверья в лесу, судя по следам, пруд пруди. Лоси, кабаны, зайцы – это мы точно определили, но были еще и какие-то когтистые следы, возможно, волчьи. Целые тропы. И ни души. Встречаются лишь места, разрытые кабанами - такое ощущение, что поработал экскаватор.

Идем километр за километром уже более двух часов. С каждой минутой мы уходим все дальше от машины, и сил вернуться обратно уже нет. Друг кормит обещаниями о встрече с армейским Уазиком, который за 300 руб. повезет нас хоть на край света. Но чтобы встретить этот спасительный Уазик надо выбраться из леса на дорогу, идущую через Нясино в Волоярви (т.е. как раз к тому посту, через который нас не пустили утром), и зайти к сторожащим дорогу воякам, так сказать, с тыла.

Смеркалось. Около 16.20 мы, порядком уставшие после почти 4 часов и 16км ходьбы на лыжах по целине, выбираемся на ту самую дорогу в месте, расположенном в 5км севернее деревни Нясино. Становится очевидным, что по этой дороге Уазики, конечно, ездят, но не чаще чем один раз в неделю и сегодня не их день – это уж точно. Охватывает особое чувство, когда ты понимаешь, что весь провиант лежит в машине в 22 километрах, а тут холод, лес, снег, зверье. Великолепный фонарик на светодиодах остался где-то дома, - в ответ на все мои увещевания не забыть взять фонарик, мой спутник, по обыкновению, его забыл.

До Нясино идем на лыжах и прибываем в этот поселок ровно в 17.32. Темно, хоть глаз выколи. Домики, контуры машин, которые уже несколько лет никуда не ездили. Лают собаки. Но ни где не горит свет, лишь мертвые домики и собаки. Больше никого.

Сил почти не осталось. Снимаем облепленные снегом, не скользящие лыжи и идем пешком в кромешной темноте. До Волоярви – еще около 7 километров. Километра через полтора-два делаем привал прямо на заснеженной лесной дороге, лежим в сугробе, я ем снег. Друг звонит своему приятелю Юре, чтобы тот по координатам, определенным нашим GPS, установил, сколько нам еще идти до Волоярви, да и вообще узнать, на той ли мы дороге. Связь работает отвратительно. Юра выдает противоречивую информацию, что нам, мол, осталось до дороги в Волоярви 135 метров, потом говорит, что идти еще треть квадрата и т.д. А по нашим расчетам идти не менее 5 километров.

Снова встаем на лыжи и идем, чтобы не заснуть прямо в снегу. От усталости сильно нарушилась координация движений - заносит. А снег идет, а снег идет… Уже и не помню как прошли эти 5 км до поста в Волоярви, где мы, наивные, надеялись встретить подмогу в лице бывалого военного.

Увы. Пост функционирует только в светлое время суток и, по-видимому, сторожит как раз подъезд к охотничьей базе в Нясино. На посту в 19.15 никого нет. Даже собаки, которая утром пыталась описать колесо нашей машины. Шоссе, ведущее к Краськово через Волоярви, и на которое мы выбрались, тоже пустое. Проносится лишь пара джипов, которые, понятное дело, боятся останавливаться.

До Краськово, где оставлена машина, – GPS показывает 8 км по прямой. Не дойти, но идти надо. Около километра идем и несем лыжи, потом догадываемся бросить их прямо в снег на обочину – все равно обратно мимо будем ехать, если до машины дойдем… Ползем дальше. И, о чудо, на берегу замерзшего озера на ночевку расположился рыбак с автомобилем ВАЗ 2110. Сидит в палатке, ужин готовит.

Мы к нему, мол, машина в Краськово, сами без сил, помогите, подбросьте. Мужик хотел сначала доужинать, на что ушло бы минут сорок, а то и час, но потом согласился ехать. Друг остался сторожить его ужин, дразня меня кусочком хлеба, который он тут же раздобыл в палатке. А мы с мужиком стартовали в 20.00.

Ночью, да еще после снегопада лес не узнать. В кювете валяется какая-то машина. Рядом на дороге, в кромешной темноте бродит хозяин – превысил скорость. Ждет эвакуатор из Питера.

Где он, поворот на Краськово? Сунулись на одну дорожку – там снега по колено, десятка не пройдет, сунулись на другую – и только с разгону въехали в колею. Едем километр, второй, третий – нет Краськово! Вдруг – развилка. Что делать? GPS-то остался у друга! Вокруг лес, снег, машина вязнет, темнота, ни души. Решили ехать обратно, взять GPS и искать машину с помощью спутниковых технологий. Стали разворачиваться на узкой дорожке и завязли. Толкаем машину.

Звонит друг, - он уже околел в палатке и со скоростью 6км/ч нарезает вокруг нее круги, чтобы совсем не замерзнуть. Понимая, что экипажу, рыскающему по лесам в поисках машины, необходим нормальный диспетчер с компьютером, программой Ozi Explorer и «привязанными» картами, друг позвонил своему знакомому Виктору, сидящему дома, и загрузил его работой штурмана.

Тем временем, мы с рыбаком вытолкали машину из сугроба (вдвоем!) и поехали обратно. Вернулись к палатке в 20.55, забрали GPS и обратно – мою машину разыскивать. С GPS-ом дело пошло веселее (сказались навыки, приобретенные в соревнованиях по спортивной спутниковой навигации: www.gps-sport.ru). Нужный поворот к Краськово вычислили практически сразу. Едем по лесной дороге, машина полирует днищем снег – благо пока мягкий. И тут, метров за 700 до Краськово - ручеек (зима-то мягкая - ручейки текут как весной), который мы еще утром аккуратно переезжали, подкладывая под колеса ветки и палки. В общем, машина рыбака села в этот ручеек плотно, да так, что ни вперед – ни назад. Все, мужик, остыл твой ужин, замерз.

Звоню другу (слушающему в палатке уже который раз новости на радио Маяк), докладываю обстановку и бегу в Краськово за своей машиной. Разъехаться на узкой дорожке да еще с ручейком - шансов никаких. Поэтому возникает мысль зацепить мужика тросом и вытянуть на другой берег, а потом задним ходом в Краськово, чтобы дать ему возможность развернуться (дорожка-то узенькая!).

Ситуация аховая. Садятся батареи в GPS, у друга садится мобильный и догорает последняя свеча в палатке. Ветер с озера усиливается. Рыбак прочно сидит в ручье, перегородив дорогу.

Что делать, бегу в Краськово. И, о чудо, навстречу Нива, а в ней – муж с женой. Я машу руками, сообщаю нивоводу о нашем горе и бегу дальше за своей машиной – все равно Ниве через ручей не проехать пока в нем рыбак отдыхает.

Разгреб сугроб, в который после снегопада превратился мой лимузин, и, разрывая снег зубастыми покрышками, рванулся спасать рыбака. У ручья уже консилиум – нивовод, его жена и рыбак. Нива тарахтит и бренчит чем-то металлическим. Если она сейчас заглохнет, проносится в моем мозгу, то друг сегодня точно замерзнет.

Рыбака вытолкали втроем, и он задним ходом поехал искать место для разворота.

В общем, в конец охреневшего от холода друга, я подобрал около 21.50. С трудом вручил мужику 300руб. и, накинув еще 100руб. за особое терпение, мы плавно тронулись домой. Забрали лыжи, валявшиеся в кювете, и, встретив на дороге эвакуатор, спешивший на помощь тому бедолаге, добрались до дома в полночь.



З.Ы. На последок, хочется сказать несколько слов о том рыбаке-спасителе. Где еще кроме России можно найти человека, который будет на своей машине, по сугробам, в кромешной темноте, целых 2 часа оказывать первую помощь заблудившимся путникам?! Буксовать в сугробах?! Форсировать ручьи?! А потом еще отказываться от денег?! Нигде. Факт. За сим мы ему очень благодарны.

Да, и еще. Без нашего GPS Geko 201 мы бы заночевали, в лучшем случае, в палатке рыбака, а еще вероятнее - сугробе. Поэтому можем только посоветовать, всем отважным брать с собой в путешествия это маленькое чудо навигационных технологий, так, на всякий случай.

5 января 2005 г.

Еще по теме

Обзор нового ошейника Alpha 200
Alpha 200 – это следующее поколение трекеров – еще более быстрое, удобное и современное.
23 сентября ‘21 Читать...
Выбираем зимнюю удочку
Как же начинающему рыбаку выбрать правильный комплект снастей? Попробуем разобраться!
21 декабря ‘20 Читать...
GPS-навигаторы Garmin GPSMAP 65 и GPSMAP 65S
Компания Garmin выпустила обновленную версию своих бестселлеров – приборов серии GPSMAP. Встречайте новинки: GPSMAP 65 и GPSMAP 65S.
25 сентября ‘20 Читать...